Такой вопрос мы часто слышим от фотографов, начинающих снимать видео на DSLR или компактную камеру. Все очень просто. Вспоминаем, что кино — это последовательность фотографий, сделанных с определенной частотой (fps, frames per second). Выдержка при съемке кино или видео — это выдержка для каждого отдельного кадра, время его экспонирования.

F65MechanicalShutter_sm

Классическое кино снималось со скоростью 24 кадра в секунду. Чисто технически затвор не мог быть открыт все время (1/24 секунды), потому что для протяжки пленки на следующий кадр требовалось некоторое время. Классической стала половинная выдержка, то есть 1/48 или примерно 1/50 с. Другое обозначение такой выдержки — 180 градусов, половина круга:

Moviecam_schematic_animation

1/50 с придает “киношный” стиль картинке благодаря специфическому небольшому смазыванию движущихся в кадре объектов. Более длинная выдержка (в зеркалках обычно это максимум 1/30 с при съемке видео) дает еще более мягкую картинку, а короткие выдержки в 1/200 с и меньше могут вызвать впечатление не плавного видео, а очень быстрого слайд-шоу из четких фотографий, то есть картинка может “стробить”. А как быть, если мы снимаем при ярком солнечном свете и выдержка ставится только 1/400 и короче? На помощь придут нейтральные серые светофильтры на объектив (neutral density, ND), уменьшающие световой поток в несколько раз.

Все это справедливо для скорости съемки 24 кадра в секунду или около того. При скоростях съемки 50 fps и больше эффекты строба обычно не возникают, но встает проблема с нехваткой света: частота кадров высока, выдержка неминуемо коротка — приходится искать дополнительные лампы или поднимать ISO. Причем, лампы, если мы говорим о светодиодных или люминесцентных источниках, должны работать на частотах заметно выше нашего fps, иначе есть риск получения периодически появляющиеся темных кадров (эффект мерцающего видео).