Если переключать с телеканала на телеканал без звука, то почти мгновенно можно определить, что именно сейчас на экране — голливудский фильм или отечественный (и не только отечественный) низкобюджетный сериал. И причина чаще будет не в узнаваемых лицах, а в картинке. Мы сейчас не об унылых отмазках вида “как платят — так и снимаем”. Что же ее, картинку, составляет? Цветокоррекция, глубина резкости, формат кадра. И, конечно, свет. Кино — это набор сменяющих друг друга кадров, фотографий. А “фотография” в дословном переводе означает “светопись”. Едва ли есть какие-нибудь операторские курсы, куда не входит фотография. Как же сделать картинку притягательнее в части света?

Для начала определимся с названиями: жёсткий свет — дающий четко очерченные тени свет. Примеры — свет от свечи, обычного фонарика или солнца без облаков. Мягкий — свет почти без теней, это свет от большого светового источника типа неба или софтбокса. Выбор типа света в любительских съёмках обычно продиктован суровым “чтобыло”. Если же выбор всё-таки есть, лучше придерживаться простого ненавязчивого правила: жёсткий для жёсткого, мягкий — для мягкого. Речь о свете и сюжете. Съёмка новорожденного и интервью с боксёром не обязаны во что бы то ни стало вписываться в это правило, но начинать ставить свет вполне можно с его учётом. Кстати, получить от источника мягкого света жёсткий и наоборот можно, хотя в обоих случаях речь пойдёт о существенных потерях света. Жёсткий свет можно получить , например, от световой панели закрыванием источника непрозрачной маской с маленькой прорезью или отнесением самого источника на бОльшее расстояние от объекта. Мягкий свет получается от точечного источника при отражении, например, от стены или рассеивании на просвет через ткань или матовую плёнку.

При постановке света, как и в других делах, хороша адекватность, то есть клерк в строгом офисе чаще всего не должен освещаться дискотечными огнями, а свеча в руке героя не должна целиком освещать спортзал. Поэтому полезно задаваться вопросом в каждом кадре — а что могло бы светить мягким светом здесь? Большое окно? А не было ли в самом начале показано, что эта комната без окон? Не отбрасывает ли включённый торшер яркую тень на стену от гораздо более яркого источника света за кадром? Среднестатистический зритель вашего видео вряд ли будет голливудским экспертом по киноосвещению, но подсознательное “не верю” при топорном свете в кадре возникает легко у мало-мальски внимательного человека — проверено. Поэтому общая идея рисуется примерно так: основной, самый яркий, свет делаем максимально типичным для конкретного места съемки, а любой вспомогательный свет — для подчеркивания текстуры, создания мистического настроя или отделения героя от фона — делаем минимально возможным.